|
Румба - это танец африканских негров, привезенных на Кубу в конце XIX века. Танец подчеркивает движения корпуса, а не ног. Сложные, накладывающиеся друг на друга ритмы, выстукиваемые горшками, ложками, бутылками были более важны для танца, чем мелодия. Румба появилась в Гаване в XIX веке в комбинации с европейской "Contradanza". Название "Rumba", возможно, происходит от названия танцевальных групп в 1807 году – "rumboso orquestra", хотя в Испании слово "rumbo" означает "путь", "rumba" - "куча мала", а "rhum" - это сорт ликера, популярный в Карибском бассейне, при этом любое из этих слов могло использоваться для описания этого танца. Оригинальный смысл названия - это "путь души".
У танца два источника - испанский и африканский: испанские мелодии и африканские ритмы. Хотя основы танца - кубинские, многие движения появились на других карибских островах и в Латинской Америке вообще. Первоначально румба - сексуальная пантомима, исполняемая в быстром ритме с преувеличенными движениями бедер в характере сексуальных агрессивных домогательств мужчины и защитных движений со стороны женщины. Сопровождающие музыкальные инструменты – "maracas", "claves", "marimbola" и барабаны. Сельская форма румбы на Кубе - это подобие брачных танцев домашних животных, скорее представление, чем танец. Движение плечей и сокращение боков в танце - это движения рабов под тяжелой ношей груза в руках. Движение "cucaracha" ("кукарача") - это имитация раздавливания тараканов. "Спот-поворот" ("Spot Turn") на кубинском селе залихватски танцевался вокруг обода колеса телеги!
Популярная мелодия румбы "La Paloma" была известна на Кубе с 1866 года.
Вариант румбы, похожий на тот, который
танцуется сегодня, появился в США в 1930-х, как соединение
этой сельской румбы с "Guaracha", "Cuban Bolero"
(никак не связанному со "Spanish Bolero"), в дальнейшем
добавились "Son" и "Danzon". После первой
мировой войны появился танец "Son", танец кубинского
среднего класса - с ритмом помедленнее и с движениями поприличнее.
Еще медленнее – "Danzon", танец богатого, солидного
Кубинского общества с очень маленькими шагами, когда партнерши
почти не выводят бедра, но тщательно сгибают и разгибают ноги,
показывая их стройность, грациозность и длину. |
Американская румба - измененная версия танца "Son". Первая серьезная попытка популяризировать румбу в США была предпринята в 1913 году. Десятью годами позже руководитель оркестра Эмиль Колеман специально пригласил музыкантов, играющих румбу, и пару танцоров румбы. В 1925 году Benito Collada открыл Клуб "El Chico в Greenwich". Оказалось, что еще никто в Нью-Йорке не умеет танцевать румбу! Реальный интерес к латинской музыке появился приблизительно с 1929 года. В конце 1920-х Хавьер Кугат сформировал оркестр, который играл только латиноамериканскую музыку в "Coconut Grove" ("Кокосовой роще") в Лос-Анджелесе. Позже в 1930-х, Кугат играл в "Waldorf Astoria Hotel" в Нью-Йорке. К концу десятилетия его оркестр был признан лучшим латиноамериканским оркестром десятилетия.
В Европе румба появилась благодаря энтузиазму и блестящим интерпретациям Пьера Лавелла - ведущего английского преподавателя латиноамериканских танцев. Он посетил Гавану в 1947 году, оказалось, что румба на Кубе выполняется с акцентом на счет "два", а не на "раз", как в американской румбе. Эту технику с названиями основных фигур, полученных от Пепе Ривера из Гаваны, он стал преподавать в Англии. В 50-ых годах XX века он со своей партнершей и женой Дорис Лавелл очень много выступал с показательными выступлениями и уроками латиноамериканских танцев в Лондоне. С нововведением - только перенос веса на счет "раз", без фактического шага, танец приобрел очень чувственный и романтический характер. Счет "раз" - самый сильный счет в румбе. Не делая шаг на этот счет, танцоры подчеркивали музыкой активное движение бедер. Вместе с медленным темпом музыки и музыкальным акцентом на работу бедер танец приобретает лирический и эротический характер. Шаги делаются на счет 2, 3 и 4. Колена выпрямляются и сгибаются на каждом шаге, повороты выполняются между счетами. Вес корпуса находится впереди, все шаги делаются с носка. Пьер Лавелл представил истинную "кубинскую румбу", которая после долгих споров была официально признана и стандартизирована в 1955 году.
В современном танце многие из основных фигур несут в себе старую историю попытки женщины доминировать над мужчиной при помощи женского обаяния. Во время танца всегда есть элемент, когда партнерша "дразнит" партнера и затем убегает, мужчина сначала соблазняется, а затем партнерша его бросает и стремится к другому. На страстные эротические движения партнерши партнер через ответные движения выражает желание обладать ею, пытается доказать свою мужественность через физическое доминирование, но, увы, обычно ничего не добивается.
Румба - дух и душа латиноамериканской музыки и танца. Очаровательные ритмы и движения тела делают румбу одним из наиболее популярных бальных танцев, многие танцоры считают этот танец самым любимым.